Метка «Управление»

− Введение в антикризисное управление

    До сих пор в украинской деловой и политической среде нет единого понимания цели и задач антикризисного управления – этого важнейшего рычага предпринимательской активности, стимулирующего хозяйствующие субъекты к постоянному поиску, постоянному совершенствованию производственного и финансового состояния предприятия. Часть специалистов сводит антикризисное управление к чисто финансовому процессу, связанному с ликвидацией задолженностей предприятия. Другие фактически сводят антикризисное управление к деятельности менеджеров предприятия в условиях банкротства. Более правильно рассматривать антикризисное управление как комплексный, многоплановый процесс применения к предприятию совокупности экономических и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности. При этом согласно некоторым сложившимся подходам в Украине антикризисное управление – это функция или, точнее, обязательная составляющая банкротства. Необходимо учитывать, что именно банкротство наиболее полно описано в соответствующих нормативных и законодательных документах. Поэтому большое внимание необходимо уделять понятию и механизму банкротства.

    Проблематика банкротства связана с кризисом на предприятии и, в какой бы фазе кризисного состояния предприятия ни разворачивалась процедура банкротства, решающую роль должны играть антикризисные меры.

    Особенно актуальны теория и практика антикризисных мер или антикризисного управления в Украине, где в силу сложившегося устойчивого кризиса платежей абсолютное большинство предприятий легко подпадают под критерии признания их банкротами.

    Роль антикризисного менеджмента:

    1) выступает средством выживания в трудный период;

    2) снижает риск банкротства;

    3) координирует деятельность предприятия в целом;

    4) способствует мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов;

    5) помогает преодолеть неопределенность рыночной среды и перескочить предприятию на новый «виток» развития

    Цель антикризисного управления – минимизация риска банкротства и ликвидации предприятия.

    Объект антикризисного менеджмента – все элементы деятельности предприятия: средства производства, рабочая сила, организация производства и труда, управление, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда.

    Предмет антикризисного менеджмента – профилактические и оздоровительные меры

    Задачи антикризисного управления:

    1) разработка профилактических мер по предотвращению банкротства;

    2) разработка комплекса мер по преодолению банкротства;

    3)подготовка к кризису и минимизация его последствий;

    4)минимизация потерь в условиях кризиса;

    5) управление процессом выхода из кризиса.

    

    


− Выводы

    1. Антикризисное управление является комплексным, многоплановым процесс применения к предприятию совокупности экономических и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.

    2. Роль антикризисного менеджмента заключается в том, что оно выступает средством выживания в трудный период, снижает риск банкротства; координирует деятельность предприятия в целом; способствует мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов; помогает преодолеть неопределенность рыночной среды и перескочить предприятию на новый «виток» развития.

    3. На нынешнем этапе следует выделить две основные особенности кризисного состояния предприятий Украины: высокая себестоимость продукции и отсутствие спроса на нее, увеличение объемов кредиторской и дебиторской задолженностей, почти половина из которых просрочена.

    4.Украинское законодательство в области несостоятельности (банкротстве) нуждается в существенном реформировании. Необходимо дополнении нормами о несостоятельности Хозяйственный процессуальный кодекс, трудовое и гражданское право, провести кодификацию законов о несостоятельности и создать Кодекс несостоятельности, внести в Конституцию Украины новую статью о несостоятельности (банкротстве).


− Выводы

    1.Банкротство – хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, он подлежит управлению. Основная задача управления несостоятельностью предприятия заключается не в том. чтобы предотвратить конец какой-либо его деятельности, который неизбежен в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза направить все усилия в сторону качественных преобразований на базе «умирающей» деятельности.

    2. Состояние банкротства предприятий протекает неравномерно, углубляясь и преодолевая три стадии, на каждой из которых проявляется в определенных признаках. Соответственно тому управление и регулирование несостоятельностью предприятий осуществляется специфическими методами с учетом глубины развития «заболевания». Чем глубже процесс, тем сложнее оздоровление. Для составления схемы «лечения» важно точно определить стадию развития банкротства по перечисленным признакам. Это осуществляется как на макроуровне хозяйственной деятельности – на основе мониторинга, так и на микроуровне – в результате диагностирования.


− Государственное антикризисное регулирование

    Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

    1.Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.

    2.Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики.

    3.Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами.

    4.Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

    5.Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности.

    6.Амортизационная политика – это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

    7.Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики.

    8.Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования.

    9.Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

    10.Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

    11.Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

    Антикризисное регулирование – многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

    

    


− Меры антикризисного регулирования

    Ключевые проблемы: какими путями можно оздоровить несостоятельные предприятия на государственном уровне? На сколько цивилизовано законодательство Украины по отношении к предприятиям-банкротам?

    Ключевые понятия: профилактические меры, меры, применяемые к предприятиям-банкротам, политика предупреждения кризиса, политика преодоления его последствий в щадящем режиме, политика жесткого следования нормам законодательства, внесудебная, досудебная и арбитражная санация, реструктуризация предприятия, реструктуризация имущества, реструктуризация долга, наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство, конкурсная масса.

    Все меры АКР несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.

    1.Профилактические меры, предупреждающие наступление кризисного состояния у предприятий. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

    2.Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, - это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством.

    Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, когда проводится без участия арбитражного суда и , соответственно, без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.

    Для украинской экономики текущего периода характерна массовая несостоятельность предприятий. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве большинство из них полагалось бы ликвидировать. Однако многие предприятия выполняют социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы и т.п.). Их функционирование нельзя не только прекратить, но и приостановить. В этой ситуации наибольшую актуальность и эффективность приобретают профилактические меры и внесудебная санация состояния предприятий.

    Популярные профилактические меры по АКР:

    - консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;

    - создание специализированных компаний по антикризисному управлению;

    - обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка достижений НТП, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях поступающих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов.

    - формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона;

    - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики;

    - совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением;

    - предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов;

    - приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям;

    - анализ рыночной конъюнктуры на перспективу;

    - создание условий для добросовестной конкуренции;

    целевая подготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров;

    - формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

    - выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности;

    налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий;

    - предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.

    Существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной по направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в- третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.

    

    


− Меры, применяемые к предприятиям-банкротам

    Как отмечалось выше, АКР может быть внесудебным и арбитражным в зависимости от того, по чьей инициативе применяются меры к несостоятельному предприятию. Первое проводится по инициативе собственника (участников, учредителей или акционеров), второе – на основании определения арбитражного суда.

    Выбор процедуры в отношении предприятия-должника производится арбитражным судом. Предусматриваются различные меры, применяемые к банкроту. Их можно объединить в две группы: оптимистические, связанные с оздоровлением предприятия-должника и пессимистические, приводящие к его ликвидации (табл.4.1)

    Добровольная ликвидация – внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.

    Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.

    Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

    Досудебная санация (оздоровление) – меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предпринимаемые собственниками данного предприятия, кредиторами или иными лицами. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления платежеспособности.

    Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению данным предприятием внешнему управляющему.

    Мировое соглашение – достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.

    Исполнителем любой из процедур является арбитражный управляющий, именуемый временным (при наблюдении), внешним (при внешнем управлении) или конкурсным (при конкурсном производстве) управляющим, который назначается спустя не более 10 дней с момента принятия искового заявления. Его действия подконтрольны кредиторам.

    Пессимистический путь решения судьбы предприятия предполагает его ликвидацию, которая согласно закону может проходить либо принудительно, либо добровольно.

    

    


− Принудительная ликвидация

    Принудительная ликвидация предприятия осуществляется на основании решения арбитражного суда путем открытия конкурсного производства по делу о банкротстве предприятия.

    С момента открытия конкурсного производства снимается с должности руководство ликвидируемого предприятия, и все полномочия по управлению делами должника передаются конкурсному управляющему. Он принимает меры, направленные на поиск , выявление и возврат имущества предприятия-банкрота, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником. Кроме того, управляющий обязан обеспечить сохранность имущества и документации предприятия-банкрота, взыскать дебиторскую задолженность, уведомить персонал о предстоящем увольнении и др. Конечными его задачами являются аккумулирование имущества должника, формирование конкурсной массы, оценка ее по рыночной стоимости и реализация, формирование реестра требований кредиторов, составление промежуточного и ликвидационного балансов, а также произведение расчетов по обязательствам должника в порядке установленной очередности.

    Под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе. Это денежные средства, дебиторская задолженность, неполученное целевое финансирование, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, участие в других организациях с начисленным по ним доходам, нематериальные активы, основные средства, неустановленное оборудование, готовая продукция, запасы.

    В соответствии с законом в состав конкурсной массы не включается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, основанные на разрешении на осуществление определенных видов деятельности, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. На это имущество не может быть обращено взыскание кредиторской задолженности.

    Стоимостная оценка конкурсной массы по учетным ценам вместе с текущими активами, непосредственно связанными с деятельностью конкурсного управляющего, представляет собой активы промежуточного баланса предприятия-должника. Баланс составляется после срока предъявления кредиторами своих требований и проведения инвентаризации имущества и является связующим звеном баланса хозяйственной деятельности с ликвидационным балансом.

    Ликвидационный баланс – основной документ, регламентирующий расчеты с кредиторами. В отличие от промежуточного он отражает реальную стоимость активов предприятия, по которой они будут реализованы, а также размер установленных требований кредиторов, т.е. реальную стоимость пассивов. С этой целью проводится переоценка активов по рыночной стоимости, т.е. оценивается их ликвидационная стоимость.

    Несмотря на имеющуюся законодательную базу, все еще много неясного в методике составления промежуточного ликвидационного баланса. Затруднительна также оценка достаточности имущественных возможностей ликвидируемого предприятия для удовлетворения требований кредиторов. Эти пробелы в законодательстве попустительствуют злоупотреблениям путем искажения сведений о наличии имущества у должника в результате переоценки его стоимости.

    Цивилизованный характер законодательства в отношении должников проявляется в том, что все требования к банкроту могут быть предъявлены только в порядке проведения назначенной процедуры. С момента введения конкурсного производства прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника. Исходя из этого условия уточняется, признается и устанавливается задолженность, заявленная кредиторами. Поэтому различают заявленные и незаявленные требования кредиторов. Кроме того, задолженность (обязательство) по заявленным требованиям кредиторов разделяется на признанную и непризнанную. Под признанной задолженностью (обязательством) подразумевается сумма заявленного долга перед кредитором, подтвержденная документально Признанная сумма долга включает установленные требования, которые не оспариваются должником, и иные требования, подтвержденные к выполнению решением арбитражного суда.

    Оплаченная часть уставного капитала, признанные и незаявленные обязательства предприятия, возникшие до признания его банкротом, вместе с текущими пассивами, возникшими в ходе конкурсного производства, образуют пассивы промежуточного ликвидационного баланса. Отражение незаявленных требований кредиторов в балансе обусловлено необходимостью удовлетворения их даже после проведения расчетов с кредиторами при наличии средств.

    Реестр требований кредиторов содержит перечень сведений об установленной задолженности, которая таковой считается, если подтверждена вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

    При расчете вся кредиторская задолженность разводится по следующим очередям. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его управления, так называемые текущие пассивы. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью, во вторую – по выплате пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в четвертую – требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. И в последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.

    При наличии незаявленных требований кредиторов первой и второй очереди расчеты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются.

    Если денежных средства от продажи имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для полного погашения задолженности перед кредиторами, то они распределяются пропорционально суммам требований при строгом соблюдении очередности. Незаявленная и непризнанная кредиторская задолженность, а также обязательства об отступном, об их новации либо прекращении иным способом считаются погашенными.

    После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о проведении конкурсного производства, реестр требований кредиторов, документы, подтверждающие продажу имущества должника и погашение его обязательств.

    На основании отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое в десятидневный срок передается органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Предприятие считается ликвидированным, в а процедура конкурсного производства завершенной после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Предприятие ликвидируется добровольно в следующих случаях:

    - в связи с истечением срока создания предприятия, определенного в его уставе;

    - по достижении цели создания предприятия;

    - в результате признания судом недействительной регистрацию предприятия;

    - по причине банкротства.

    В последнем случае решение о ликвидации предприятия принимается собственниками при условии письменного согласия всех кредиторов и на основании анализа его финансового состояния, из которого видно, что хозяйствующий субъект не может платить по своим обязательствам, нет возможности восстановить его платежеспособность, а также если имущества должника достаточно, чтобы погасить все обязательства кредиторов. Тогда решением собственников руководитель отстраняется от должности и создается ликвидационная комиссия. Кандидатура ее председателя согласовывается с кредиторами. С момента его назначения все имущество предприятия-должника передается в его распоряжение. Как и в случае принудительной ликвидации предприятия. в задачи ликвидационной комиссии при добровольной ликвидации входят оценка конкурсной массы, ее реализация, расчеты с кредиторами и исключение предприятия из государственного реестра. В любой момент до завершения процедуры ликвидации должника каждый из его кредиторов может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидирующегося предприятия банкротом.

    Оптимистический путь решения проблемы преодоления кризисного состояния предприятий отличается гуманностью и состоит в предпринятии попыток их оздоровления. К разновидностям этого подхода относится проведение таких судебных процедур, как наблюдение, внешнее управление, санация, мировое соглашение. Следует отметить, что действующие правовые подходы к проведению внесудебных процедур по финансовому оздоровлению предприятий пока не имеют нормативного и методического подкрепления.

    При процедуре наблюдения руководитель должника не отстраняется от выполнения своих обязанностей. Вместе с тем вводятся некоторые ограничительные и запретительные меры, связанные с осуществлением им деятельности. Так, ему подконтрольно совершение всех сделок, связанных с распоряжением недвижимым и прочим имуществом, балансовая стоимость которого превосходит 10% суммы активов баланса, с получением и выдачей кредитов (займов), поручительства, гарантий, уступок прав требований. В период наблюдения предприятию запрещается проводить следующие мероприятия: ликвидацию и реорганизацию, создание новых юридических лиц и участие в них, формирование филиалов и представительств, выплату дивидендов, проведение эмиссий ценных бумаг, выход из состава участников должника. При нарушении перечисленных мер руководитель может быть отстранен от должности арбитражным судом.

    Задачи наблюдения, которое длится не более 6 месяцев:

    - выбор меры по преодолению несостоятельности предприятия;

    - сохранение имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела;

    - контроль за соблюдением ограничительных и запретительных мер в отношении руководителя предприятия;

    - ведение реестра требований кредиторов, которые предъявляются в месячный срок с момента принятия арбитражным судом искового заявления;

    - анализ финансового состояния должника, проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и выяснить, выявление возможности восстановить платежеспособность.

    Процесс наблюдения завершается принятием арбитражным судом определения о применении к должнику одной из процедур, предусмотренных законом.

    

    


− Система антикризисного менеджмента

    Ключевая проблема: чем продиктована необходимость ведения на предприятиях анатикризисного управления деятельностью в условиях рыночной экономики? Как осуществляется антикризисное управление деятельностью предприятия?

    Ключевые понятия: антикризисная стратегия предприятия, антикризисная политика предприятия, антикризисное прогнозирование, программа по финансовому оздоровлению предприятия, система антикризисного управления,.

    Управление – направленное воздействие руководства хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива предприятия. антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) – новое понятие для экономики Украины. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности. Исходя из потребности, сформировался упрщенный смысл этого понятия, т.е. под ним понимают либо управление деятельностью предприятия впавшего в состояние кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния. Но в обоих случаях нужда в нем возникает после совершившегося факта банкротства.

    Однако чаще всего негативного положения предприятия можно избежать, если своевременно применить адекватные профилактические меры. Опыт длительного безкризисного функционирования «звездных предприятий» широко известен в Японии, США, Германии и других странах. Тогда напрашивается вопрос: антикризисное управление – это оздороаление или профилактика банкротства финансового состояния предприятия? очевидно, что. Оберегая экономическое благополучие, следует быть дальновиднее. Смысл бескризисного функционирования предприятий видится в проведении мер, упреждающих и предотвращающих их несостоятельность. Однако не все кризисы можно предотвратить, некоторые нужно пережить и преодолеть их разрушительные последствия. Поэтому анатикризисное управление предполагает проведение санирующих мер и в отношении несостоятельных предприятий.

    Из сказанного следует, что антикризисное управление (антикризисный менеджмент) – это применение к предприятию экономически и социально оправданных профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение его конкурентоспособности.

    Стратегия антикризисного управления предприятием – совокупность действий и последовательность принимаемых управленческих решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на оздоровление предприятия с целью предотвращения его банкротства.

    


− Антикризисная политика

    Антикризисная политика – генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов и форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременного реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.

    Кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. в зависимости от глубины кризиса и характера применяемых процедур процесс антикризисного управления может протекать либо активно, либо пассивно. Так, в случае возникновения негативных тенденций временного характера в активном функционировании системы антикризисного управления нет необходимости. В условиях же устойчивого экономического спада. который сопровождается хронической неплатежеспособностью предприятия, оно активизируется по мере усугубления ситуации. Поэтому существуют различные типы политики его осуществления:

    -предкризисное управление;

    - управление в условиях кризиса;

    - управление процессами выхода из кризиса;

    - стабилизация неустойчивых ситуаций;

    - минимизация потерь и упущенных возможностей;

    - своевременное принятие решений;

    - подготовка к кризису и минимизация его последствий.

    Антикризисный менеджмент (АКМ)– одна из разновидностей управления деятельностью предприятия, поэтому он состоит из тех же составляющих что и менеджмент, только с поправкой на условия несостоятельности и ликвидационно-реорганизационные процедуры:

    - финансовый менеджмент несостоятельности предприятия в части диагностики;

    - антикризисный инвестиционный менеджмент;

    - маркетинг на неплатежеспособном предприятии;

    -организационно-производственный менеджмент на неплатежеспособном предприятии;

    - управление персоналом в условиях кризиса;

    - ликвидационно-реорганизационные процедуры.

    

    


− Элементы антикризисного менеджмента

    Как составная часть управления деятельностью предприятия в целом антикризисный менеджмент представляет собой систему элементов, схожих по содержанию с элементами системы управления предприятия в целом. В состав этих элементов входят следующие подсистемы:

    - целевая – совокупность стратегических и тактических целей функционирования предприятия, достижение которых обеспечивается выпуском конкурентоспособной продукции; ее компоненты: повышение качества продукции, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива. Охрана окружающей среды;

    - функциональная – разработка, организация и осуществление управленческого процесса; ее компоненты: маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческого решения, организация его выполнения, учет результатов, контроль хода выполнения, мотивация и регулирование выполнения решений;

    - обеспечивающая – состав, уровень качества и организация обеспечения системы управления всем необходимым для ее нормального функционирования; ее компоненты: методическое, ресурсное, техническое, кадровое, информационное и правовое обеспечение;

    - внешняя среда – факторы макро- и микросреды предприятия, инфраструктура региона, влияющие на содержание и качество управленческого решения;

    - управляющая – совокупность требований к качеству управленческого решения и организация процесса управления персоналом по достижению целей и задач системы; ее компоненты: управление персоналом, социология и психология менеджмента, технология разработки и реализации управленческого решения. Анализ и прогнозирование в принятии решений;

    - обратная связь – различная информация, поступающая от исполнителей и потребителей к источнику принятия решения.

    

    


− Функциональная подсистема антикризисного менеджмента

    Функциональная подсистема АКМ представлена на рис.5.1.

    Принципы функционирования системы АКМ:

    1)системность – взаимоувязанность и соподчиненность антикризисных процедур;

     2)непрерывность на протяжении всего периода действия антикризисного менеджмента, т.е. корректировка и уточнение решений на всех его стадиях;

    3)гибкость – устойчивость к внешней среде;

    4)мобильность- восприимчивость к изменениям;

     5)адекватность объективным закономерностям –учет вероятностного характера господствующей тенденции;

    6)единство – охват всех уровней, координация во времени;

    7)точность – конкретность и детализация;

    8)участие – учет интересов всех участников;

    9)уникальность;

    10)многовариантность;

    11) научность.

    

    Таким образом, антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. на стадии так называемого «критического банкротства». Механизм его включает диагностику финансового и технико-экономического состояния предприятия, маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческого решения, организацию его выполнения, учет, контроль, мотивацию и регулирование, а при пессимистическом исходе – организацию ликвидации предприятия. она проводится с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и предотвращения возникновения кризисных ситуаций.

    

    


− Профилактические меры

    Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой погрешности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:

    - инновационное реформирование, т.е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты (с целью повышения привлекательности деятельности предприятия для инвесторов следует сделать «прозрачными» состояние его материальных и финансовых ресурсов, распределения и применения собственности);

    - умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, регулирование денежной составляющей выручки от реализации продукции, сокращение ее доли, приходящейся на бартерные операции и зачеты взаимных требований, целевое и безболезненное для состояния предприятия использование выручки на погашение обязательств, допустимое отвлечение средств из производства в размере, не превышающем сумму чистой прибыли, а во-вторых, эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов (дивидендов) участникам;

    - факторинг, договор-цессия;

    - лизинг;

    - сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта или передача их в муниципальную собственность;

    - прекращение убыточных видов деятельности;

    - создание эффективной системы управления предприятием;

    - внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;

    - непрерывное обучение руководящего состава предприятия;

    - реструктуризация предприятия – это структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников;

    - консолидация как период постреструктуризации – объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих мощностей; формирование комплексной информационной системы;

    - повышение конкурентоспособности продукции;

    - разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;

    - управление запасами при минимуме оборотных средств;

    - распространение передового опыта;

    - развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;

    - сокращение производственного цикла и цикла обращения;

    - электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местоположения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.

    Как было показано, любое действие комплекса антикризисного менеджмента – предпринимается ли оно на успешном предприятии или проблемном – всегда результативнее, чем разрозненные мероприятия.

    Таким образом, профилактика деятельности предприятия является одним из важнейших аспектов антикризисного менеджмента, так как позволяет предупредить кризис либо смягчить его, мобилизовав все имеющиеся ресурсы. Для того чтобы профилактика кризиса была эффективной. Весьма большое значение имеет система контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации.

    

    


− Выводы

    1) В украинской экономике при наличии самодостаточного ресурсного обеспечения и высокого уровня творческого потенциала людей налицо парад отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует в первую очередь о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях. В таких условиях сущность антикризисного менеджмента предприятия состоит в умении адаптировать его к отрицательному влиянию внешних факторов.

    2) Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. на стадии так называемого «критического банкротства». Механизм его включает диагностику финансового и технико-экономического состояния предприятия, маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческого решения, организацию его выполнения, учет, контроль, мотивацию и регулирование, а при пессимистическом исходе – организацию ликвидации предприятия. она проводится с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и предотвращения возникновения кризисных ситуаций.

    3) Существует множество проверенных на практике технологий, стратегий и тактик антикризисного управления. Однако выработать какой-либо универсальный набор процедур по антикризисному управлению для всех предприятий невозможно. У каждого предприятия своя история. Соответственно уникален и путь оздоровления его состояния в каждом конкретном случае.

    4) Любое действие комплекса антикризисного менеджмента – предпринимается ли оно на успешном предприятии или проблемном – всегда результативнее, чем разрозненные мероприятия.Таким образом, профилактика деятельности предприятия является одним из важнейших аспектов антикризисного менеджмента, так как позволяет предупредить кризис либо смягчить его, мобилизовав все имеющиеся ресурсы. Для того чтобы профилактика кризиса была эффективной. Весьма большое значение имеет система контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации


• Смотреть все метки

© 2009 Антикризисное управление